Главная > Вышивание золотой нитью



Вышивание золотой нитью

Архив новостей

  Народные промыслы | Оренбургский пуховый платок   Оренбургский пуховый платок

Оренбургские платки начали вязать при Петре I. За пределами Оренбурга платки стали известны после заседания Вольного Экономического общества в 1770 г. На нём подвижница промысла А.Д. Рычкова была награждена золотой медалью «В знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха». В 1862 г. на Лондонской выставке оренбургская казачка М.Н. Ускова получила медаль «За шали из козьего пуха» и 125 р. серебром. Так началось путешествие платков по всему миру: Лондон, Берлин, Стокгольм, Вена, Шанхай, Брюссель. Изделия стали настолько знаменитыми, что одна из английских компаний, выпускавшая свои пуховые платки, делала на них пометку «имитация под Оренбург». В наше время самые элегантные женщины мира стремятся украсить себя оренбургским платком. Среди них – Монтсеррат Кабалье, Анни Жирардо, Катрин Денёв, Ирина Алфёрова.

Людмила Зыкина: Оренбургский пуховый платок

Источник

Воспроизвести все

Сортировать:

по популярности

по дате добавления

ИСТОРИЯ ОРЕНБУРГСКОГО ПЛАТКА

Уральских казаков, обосновавшихся в XVIII  в. на Яике, не могла не привлечь одежда местного населения – калмыков и казахов. В лютую стужу, когда даже русская шуба плохо держала тепло, скотоводы гарцевали на своих низкорослых лошадёнках в лёгкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. «Как же они терпят такой холод?» – дивились казаки. Дивились до той поры, пока не узнали, что под лёгкими душегрейками у скотоводов надеты поддёвки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начёсанного с коз. Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. Потом к этим поддёвкам и шарфам присмотрелись казачки.
У калмыков и казахов вязка изделий из пуха была «глухой». Уральские же казачки, знавшие кружева и вышивание, стали использовать в вязке растительный орнамент, живые мотивы природы. Под тихий треск лучин длиными зимними вечерами вязали нежные шали и тонкие, как паутинки, белоснежные ажурные платки.
При выходе из дома на лёгкий платок, волосник или повойник, казачки обязательно набрасывали мягкий тёплый платок или шаль. Белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь. Оренбургский пуховый платок стал самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые. Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь.
Оренбургские платки были настолько хороши, что привлекли  внимание императорской семьи. В 1863 г. секретарь Ея Императорского Величества Государыни Императрицы господин Ф. Мориц просил оренбургского генерал-губернатора графа И.А. Толстого привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению  пуховых платков. Императорский Двор желал иметь  платки, связанные определённой мастерицей. Платки казачки  «пришлись ко двору».
В «Оренбургской газете» №25 за 1913 г. давалась характеристика самому дорогому оренбургскому платку:

«Пятидесятирублёвый платок должен быть выполнен из чистого пуха без примеси шёлка или бумаги, связанный в 1000 или 1100 петель, 5 – 6 аршин в квадрат (3,5 – 4 м.), диагонально взятый с угла на угол, может быть пропущен в кольцо и должен весить не более 20 – 22 золотников (80 грамм.). Цвет пуха серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом  –  чисто белые, крем идёт уже во второй сорт. Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8 – 10 месяцев. Встретить в продаже чисто пуховый платок трудно, можно иметь только на заказ».


Некоторые историки утверждают, что родоначальницей этого удивительного, уникального промысла была  Алёна Денисовна  Рычкова, жена  Петра Ивановича  Рычкова  –  первого члена-корреспондента Российской Академии наук, историка и исследователя, «колумба Оренбургской губернии».

КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:
Кстати, средняя стоимость обычного платка в ту пору была 18 – 35 рублей.  Между тем,  хорошая дойная корова  стоила  от 60 рублей.   В 1882 г. на всероссийской выставке художественной промышленности в Москве экспонировалось  шесть  оренбургских платков. В отчетах экспертной комиссии о них сказано: «В Оренбургской коллекции конкурируют два выдающихся платка высокого качества, оценены оба по 100 рублей, работы Н.Р. Владимировой и М.Н. Усковой из гор. Оренбурга...».  Под влиянием высоких цен и всё возрастающего спроса производство пуховых платков в конце XIX века начинает развиваться очень быстро.  Фрагменты  истории оренбургского платка представлены на  слайд-шоу.

Источник: http://www.oreninform.ru/list/detail.php?SECTION_ID=5&ID=21970

«Колумб Оренбургской губернии» Пётр Иванович Рычков (1712 – 1777 гг.) – основатель Оренбургского промысла.

Источник: http://ria56.ru/posts/v_orenburge_otkryli_vtorojj_pamyatnik_rychkovu.htm

В Оренбурге открыт памятник Петру Ивановичу Рычкову, основателю Оренбургского промысла и первому исследователю Оренбургской губернии. Открытие памятника учёному и государственному деятелю приурочено к его 300-летию.

Источник: http://xn--80ahdscfso1a9g.xn--p1ai/interesnoe/istoriya-orenburgskih-platkov.html

Легендарный оренбургский платок. Подобный платок размером 50 кв.м. при императрицы Анны Иоанновны протянули через обручальное кольцо.

Источник: http://forum.vesveter.ru/viewtopic.php?p=9767

Оренбургский пуховый платок появился благодаря зарождению в 1746 казачества на Урале. Казаки выменивали у местных пух и изделия из него на табак и чай. А казачки, знавшие кружева и вышивание, стали вязать платки, используя растительный орнамент.

Источник: http://forum.vesveter.ru/viewtopic.php?p=9767

В старину серые платки носили каждый день: по хозяйству, за водой

Источник: http://www.ckofr.com/images/stories/puhovyazanie/orenburgskij_puhovyj_platok_ukaz_565.jpg

Такая была тогдашняя реклама магазинов оренбургских пуховых платков.

Источник: http://www.ckofr.com/images/stories/puhovyazanie/orenburgskij_puhovyj_platok_ukaz_565.jpg

Указ Его Императорского Величества, Самодержавца Всероссийского об отправке на Лондонскую Всемирную выставку оренбургских платков.

Источник: http://www.ckofr.com/orenburgskij-puhovyj-platok/75-istoriya-puhovyazaniya-orenburg?start=2

Пуховая мастерская Успенского женского монастыря начала ХХ в. Через неё в год проходило до 10 тысяч пуховых изделий. Чистка одного платка стоила до 25 копеек.

Источник: http://www.ckofr.com/orenburgskij-puhovyj-platok/75-istoriya-puhovyazaniya-orenburg?start=2

Сподвижница оренбургского пуховязального промысла Софья Александровна Давыдова. Род. в 1842 г. В 1910 г. посетила Оренбургскую губернию для ознакомления с пуховязальными промыслами.

Источник: http://amnesia.pavelbers.com/russkaja%20shal.htm

На таких прялках вязался оренбургский платок.

Источник: http://vneshnii-oblik.ru/raznoe/nauchno-populyarnoe/orenburgskij-platok.html

Художник И.Константинов. «Оренбургский пуховый платок».

Источник: http://forum.vesveter.ru/viewtopic.php?p=9767

В старину белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь. В 1766 году П.А. Рычков отправил в столичное Вольное экономическое общество свой «Опыт о козьей шерсти». К письму прилагался связанный его женой пуховый платок.

Сам же Пётр Иванович Рычков  в специальном докладе Академии наук высказал предположение «извлекать ещё новую выгоду из коз» –  вычесывать пух и вязать из него предметы одежды.  Но что же было такое особенное в оренбургской козе?

ОРЕНБУРГСКИМ КОЗАМ ПАРИЖ НЕ ПРИГЛЯНУЛСЯ

Французский доктор Бернье, путешествовавший в 1664 г. по Тибету, обратил внимание на прекрасные ткани и головные уборы из кашемира. Бернье  сказали, что это пух кашмирских коз. Доктор воспылал желанием развести таких коз во Франции. Но прошло немало лет, прежде чем французы начали осуществлять его идею. В 1818 г. за кашмирскими козами отправился профессор-востоковед Жубер. По пути он узнал, что между Оренбургом и Астраханью чабаны пасут пуховых коз, потомков кашмирских. Огромная отара была пригнана на побережье Чёрного моря, и на корабле отправлена в Марсель.  
Овцы  не прижились  на прекрасных лугах  Франции.  Для созревания пуха нужны климатические условия, как в оренбургских степях. Тонкий пух козам нужен для  сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. С той поры  европейцы  и  покупают оренбургский пух.
Оренбургский  пух отличен блеском, крепостью, шелковистостью, естественной однотонной окраской. Пух хорошо отделяется от основной шерсти, что имеет большое значение при его переработке. Но всё же самым важным преимуществом для вязальщиц является его мягкость. Только мягкий пух можно спрясть в нить, подобную паутине.
Пух  оренбургских коз – самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз – 16-18 м.к.м., ангорских коз (мохер) – 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха –  шали и паутинки –  особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями –   буранами, а также особенности питания оренбургских коз –  растительность горных степей Урала  –  вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный –  прочнее шерсти.
А затем пух берут в руки женщины, и рождается  зимняя сказка – оренбургский пуховый платок. Пуховязанием в Оренбуржье занимается  и сельское, и городское население –  русские, украинки, татарки. В промысле работают, в основном,  потомственные династии.

МУЗЫКА РУКОДЕЛИЯ

В старину принимались за вязание, когда домашние дела уже были переделаны, и село окутывалась сонной тишиной. Тогда и приходило время женского священнодействия. Мастерица устраивалась у лампы, подальше от уснувших домочадцев. Лёгкие маленькие спицы быстро настраивались на привычный лад работы –  и рождалась своя мелодия труда. Ударам металлических спиц вторили вздрагивающие на их концах бусины. Постепенно, отдавая нить платку, в своём темпе перекатывались горошины в подмотке клубка. Звуки походили на шёпот, мягкий, но настойчиво напоминающий о себе.
Желание подольше посидеть за работой требовало от женщины дополнительных усилий. Наряду со звуковыми раздражителями, сон отгоняла жвачка – сагус (или сага) –тонизирующее средство для вязальщиц. Делали её из берёзовой коры, расщепляя на тонкие, почти прозрачные полоски, которые томили в печке с топлёным маслом. В результате получалась чёрная тягучая ароматная масса. Её сушили, нарезали на кусочки и жевали. Сагус можно было купить на любом базарчике. Особым спросом он пользовался у мастериц промысла. Его доля участия в рабочем процессе достаточно весома, по мнению «старейших», «без сагуса  – беда, уснешь за иглами».

ДИНАСТИЯ ШАФИКОВЫХ

Отличительная черта оренбургского пуховязального промысла – преемственность поколений, передача накопленного опыта. Вхождение детей в общее семейное дело  было естественным, как и всякий домашний труд. Таким классическим образцом  семьи, для которой вязание платков было основным занятием, делом всей жизни является семья Шафиковых из села Жёлтое Саракташского района. Само же село Жёлтое – неофициальная столица Оренбургского платка. Глава семьи Фардана Шарафеевна Шафикова (1940 – 2009 гг.) за свою долгую работу вязальщицей ажурных платков награждена орденами Трудовой Славы 2 и 3 степени, а в  1979 г. – Дипломом Президиума Академии художеств СССР. В  семье Шафиковых было пять детей –  3 дочери и 2 сына. Старшая  дочь  Рима начала вязать с 7 лет. Сегодня – одна из самых талантливых  мастериц  оренбургского пуховязального промысла. Член Союза художников  России, преподаватель в  Оренбургском художественном колледже. Средняя дочь Рита и младшая  Раниля  взяли в руки спицы ещё до школы. Несмотря на то, что их профессии не связаны с промыслом, до сих пор вяжут платки, сохраняя мамины секреты. Сыновья Фарданы Шафиковой не вязали, но бабушка научила ремеслу внуков.
С искусством оренбургского пуховязания в исполнении династии вязальщиц Шафиковых, творчески развивающие традиции промысла,  можно познакомиться в Оренбурге  в Галерее «Оренбургский пуховый платок» на ул. Володарского, 13.

ОТ МАТЕРИ К ДОЧЕРИ

Знаменитая вязальщица Гавгар Гимадеевна Ишмухаметова родилась 15 декабря 1921 г. в селе Жёлтое. Старшая дочь в семье. Вязанию ажурных платков научилась у своей мамы Закиябану Халиуловны, которая вступила в жёлтинскую артель сразу после её открытия. После окончания 4-х классов Гавгар Гимадеевна стала главной помощницей мамы. От неё переняла секреты мастерства. Гавгар Гимадеевна все годы жизни посвятила пуховязальному промыслу. Её работы хранятся в Оренбургском музее изобразительных искусств. Своё мастерство передала дочерям, которые дорожат пуховязальным мастерством своей семьи. Одна из её дочерей, Роза Сахабовна (на фото), живёт в с. Жёлтом. Род. 20 ноября 1953 г. Вязать начала рано. Сначала вязала носки и варежки своим сёстрам и братьям. Платки вязать ей не разрешали, но желание научиться вязать платки не давало ей покоя. Двенадцатилетняя девочка обратилась за помощью к своей бабушке Закиябану Халиуловне. Бабушка сказала внучке мудрые слова «Будем учиться самому сложному, а простое ты и сама свяжешь». Первый платок Розы Сахабовны был связан из овечьей шерсти. По стопам матери пошли и её дети. Дочь Маргарита  в школьные годы  вместе с мамой участвовала в областном фестивале «От матери к дочери», где были представлены работы двух поколений вязальщиц. Для младшего сына вязание платков –  «это система, логика и математический расчет». Ажурный платок Романа можно увидеть в Оренбургском музее изобразительных искусств. Связал его в 14 лет. Роза Сахабовна работает учителем технологии в Жёлтинской школе. Воспитанницы составляют композицию, связывают первый в жизни ажурный платок. Размер платка 12X24 см.
Роза Сахабовна дорожит маркой своего платка: качество и традиционные узоры. Её платки сравнивают с чудом. К ней приезжают люди со всех уголков России, чтобы заказать и приобрести настоящие произведения искусства.

ПЛАТКИ СОГРЕВАЛИ ДУШУ

Ольга Александровна Фёдорова родилась в 1935 г. в селе Жёлтое. Фёдорова – ребёнок войны. Отца почти  не знала. О нём напоминали только слёзы, которые не просыхали на глазах у матери. Война его забрала  и не вернула.
С детства врезалось в память: «Пусть земля будет пухом…». Так и запомнилось: мелькают спицы в маминых руках. И прямо на платок – крупные капли. Не было иного времени у солдатской вдовы выплакаться, на руках трое ребятишек, вязала и днем и ночью. Платки и кормили, и одевали. Платки согревали  душу, истерзанную горем. Оля, бывало, разматывает клубок, а сама, прикусив губу, украдкой поглядывает, какие такие узоры из их горестной жизни выплакались на материнском платке? И удивлялась: мама плачет... А какая радость в узоре! В чистом поле меж «деревчиков» вывязана «змейкой» дорожка (сколько раз представляла – это для отца с фронта к родимому дому). Растянуты пуховые меха «гармошек», радуют глаз «снежинки» да «бантики». А вот «самовар». И полны мёду натянутые «соты».
– Сюжеты рождались сами собой, – говорит Ольга Александровна. – Однажды зимой  поехала в родное село, и по дороге увидела белую-белую полянку, расшитую по краям ёлочками. А  вокруг  заплетались петли заячьих следов. Так хорошо стало на душе. Захотелось всё это вывязать и поделиться своим настроением с людьми. Платок тот назвала «Зимушка-зима».
В 1959 г. Фёдорова возродила сложнейшую, почти забытую  трехцветную паутинку, тем самым, сохранила для истории этот уникальный образец пуховязальной техники. Ольга Александровна связала не одну уникальную паутинку. Её двухцветный ажурный платок экспонировался в Государственном  Русском музее в Санкт-Петербурге. Один из них изготовлен из двадцати пяти разноцветных клубков. Участвовала и в международной лейпцигской ярмарке в 1986 г., где демонстрировала технологию вязания оренбургского пухового платка.
Когда Ольгу Александровну приняли в Союз художников СССР и отметили почётным дипломом Академии художеств  страны, то говорила об этом, немного стесняясь: «Не привычные  мы до высоких-то званий». Хотя и в художественном училище преподавала, и в США  в 11 штатах проводила мастер-классы.
В 2010 г., уже после  ухода из жизни Ольги Александровны, в оренбургском издательстве Печатный дом «ДИМУР»  вышла её книга: «Так вяжут платки в Оренбурге». Произведения самой  художницы и сейчас хранятся в музеях гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада, Томска, Оренбурга. А в ящиках своего рабочего стола долгие годы берегла несколько тысяч писем (они лежали аккуратными стопками), которые слетались к ней со всего мира, и в каждом: «Спасибо Вам за красоту!».  Вот так она и  жила-вязала, немного стесняясь.   

КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:
Заслуги Ольга Александровны не только в том, что она стала непревзойдённой вязальщицей, лауреатом всевозможных премий и международных призов. Фёдорова десятилетиями кропотливо и с любовью собирала приёмы обработки пуха, вязания, узоры, которые создавали тысячи безымянных мастериц из поколения в поколение, многое придумала сама. А уж их комбинации, складывающиеся в неповторимый прекрасный узор, – тут ей, наверное, не было равных.  Её платки – настоящие произведения прикладного искусства. Смотрите слайд-шоу.

Источник: http://uralpressa.ru/news?doc=530

24 ноября 2009 г. в г. Оренбурге в День рождения основательницы оренбургской школы пуховязания Ольги Александровны Фёдоровой была установлена мемориальная доска.

Источник: http://www.palantin.ru/index.php?productID=489

Наиболее полезная книга об оренбургских пуховых изделиях за всю историю издания подобных книг. Основательница оренбургской школы пуховязания Ольга Фёдорова делится своим опытом с читателями.

Источник: http://www.oreninform.ru/list/detail.php?SECTION_ID=5&ID=10539

В залах Оренбургского областного музея изобразительных искусств открылась выставка О. А. Фёдоровой (1935 – 2008 гг.), посвященная 75-летию со дня её рождения.

Источник: http://uralpressa.ru/news?doc=530

Такое ощущение, что сама Ольга Александровна Фёдорова присутствовала нам выставке своих платков.

Источник: http://omizo.ru/kollekczii.html

О.А. Фёдорова. Оренбургский пуховый платок. Паутинка. 1997 г.

Источник: http://omizo.ru/kollekczii.html

О.А. Фёдорова. Оренбургский пуховый платок. Паутинка. 1990 г.

Источник: http://omizo.ru/kollekczii.html

О.А. Фёдорова. Оренбургский пуховый платок. Паутинка. Косынка. 1997 г.

Источник: http://omizo.ru/kollekczii.html

О.А. Фёдорова. Оренбургский пуховый платок. Паутинка. Снежинка. 1989 г.

Источник: http://omizo.ru/kollekczii.html

О.А. Фёдорова. Оренбургский пуховый платок. Паутинка. Косынка. 1995 г.

ТЫ ДАЖЕ ПЛАТОК СВЯЗАТЬ НЕ МОЖЕШЬ!

«Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!» – такие слова можно было услышать городской девушке в местных деревнях лет 40 назад. Вязание платка – нечто само собой разумеющееся, что деревенские девушки должны были уметь с раннего  возраста. Мария Степановна начала вязать в пятом классе. Почти 70 лет вяжет пуховые платки, и в свои 80 лет  продолжает лучшие оренбургские традиции. Живёт в Оренбурге в небольшом старом домике. Её платки нарасхват у соседей и знакомых, которые не понаслышке знают о качестве связанных ею платков. Постоянно вязать не получается – спина начинает болеть. С этим ничего не поделаешь: труд достаточно тяжёлый. «А паутинка через кольцо проходит?». Мария Степановна качает головой. Чтобы паутинка прошла в кольцо, она должна быть не такой большой (около 120х120 см.), и более тонкой. Мария Степановна так не вяжет, предпочитая практичность. Ведь чем тоньше изделие, тем менее оно способно продолжительное время сохранять и удерживать тепло.
Одно из заблуждений об оренбургских платках – то, что связаны на 100 процентов из пуха. Так не вяжут ни лучшие рукодельницы, ни фабричные мастера. Шёлковые, вискозные и хлопчатобумажные нити дают основу, а пух – тепло и изящность. На одну паутинку у Марии Степановны уходит около 100 грамм козьего пуха ангорки и одна бобинка шёлковой нити. На платок уходит 300 грамм пуха и большая бобинка хлопчатобумажной нити.
Качеству баба Маша уделяет большое внимание. Её прялки стоят  без дела –  пух Мария Степановна прядёт вручную веретеном, и лишь потом соединяет с шёлковой нитью. Не все пуховязальщицы поступают так: иногда пух сразу соединяют с шёлковой или х/б. нитью, из-за чего пуховый платок становится менее прочным. Ведь пух уже не может также хорошо держаться.
Ещё один из мифов о пуховых платках гласит, что они должны быть изначально пушистыми и очень мягкими. Именно такие платки  продают в большом количестве у оренбургского вокзала и на Центральном рынке.
Как и многим истинным мастерицам, Марии Степановне не нравится этот  показушный способ изготовления платка. Ради внешнего эффекта   изделию  придают пушистость, для чего платок основательно прочесывается гребнем – пух начинает свисать, но  через некоторое время  он и вовсе может сойти с платка.
У фабричных изделий  баба Маша находит свои плюсы: во-первых, возможность наносить любой рисунок позволяет воспроизводить достаточно сложные и оригинальные узоры.  Во-вторых, фабричные палантины и паутинки  получаются достаточно тонкими.  Впрочем, Мария Степановна предпочитает тонкости практичность. Сама Мария Степановна носит паутинку, подаренную ей знакомой. Баба Маша улыбается: «Сама вяжу, а ношу не своё». Среди пуховязальщиц принято с уважением относиться к качественной чужой работе, даже если своя лучше. 

ПУТЕШЕСТВИЕ В «ГНЕЗДОВЬЕ» МАСТЕРИЦ

Неблизок путь от Оренбурга до районного центра Саракташ, старинного «гнездовья»  пуховязальщиц, и оттуда до села Жёлтое, где живут и работают известные мастера, где изначально, как считается, зародился сам промысел. На одной из улиц – Почтовой – свежевыбеленная хатка  Абдрафиковны Абдуллиной.  Шамсури приглашает в горницу, садится за стол и, достав узелок с пухом, говорит:
– Первым делом из пуха надо выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. – Развязав узелок, она отделяет небольшой клочок и предлагает мне проделать эту операцию. Тщательно рассматриваю на свет крохотный комочек пуха. Долго и упорно пытаюсь очистить его от мелких семян трав. Медленная и утомительная работа, которая и сто и двести лет назад выполнялась точно так же.
– Теперь надо сделать первый прочёс на двухрядной гребёнке. Сейчас я вам её покажу. Нашей гребёнке лет уж сто будет. И мама на ней чесала, и бабушка. Я сама с семи лет вяжу. От потомства к потомству всё лучшее передаётся.
Шамсури начинает  вязание с тесьмы из сорока пяти зубчиков, а потом по длине тесьмы набирает четыреста петель, тут важно не ошибиться, иначе не выйдет рисунок.
– Да вот, посмотрите сами, – говорит Абдрафиковна Абдуллина. – Надев очки, она привычно прикалывает вязанье булавкой к своему платью  –  для ровности петли. Тонкие, короткие и острые, как иглы, спицы только мелькают в гибких пальцах. Вяжет ли она простую платочную петлю или делает накид  – уловить невозможно. От быстрых и ловких движений рук мастерицы невозможно отвести глаз. На указательном пальце её левой руки маленькая, как хрящик, мозоль. По этому месту много лет струится пуховая нить. Ведь при  вязании только одного платка через указательный палец пряхи проходит до  4 км. пряжи.
В Саракташском районе есть ещё несколько сёл, пусть и не таких известных, как село Жёлтое, где также издревле вяжут платки: Шишма, Черкассы, Воздвиженка, Каировка, Петровское, Новочеркасск, Красногоры, Никитино. Здесь живут и работают скромные труженицы, имена которых порой неизвестны за пределами родного села. Отсюда и берут истоки  пуховые ручейки, и, соединившись в реку, текут  из сёл в Оренбург  на комбинат и фабрику пуховых платков. А в  деревнях и сёлах  рождается оренбургский платок ручной работы с неповторимым узором.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/petrovskoe/8-petrovskaya-pukhartel#addcomment

В конце пятидесятых годов в с. Петровском Оренбургской обл. на производстве пуховых платков работало около сотни мастериц-надомниц. Старожилы говорят, что искусные мастерицы вывязывали на своих платках даже Кремль.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/petrovskoe/8-petrovskaya-pukhartel#addcomment

В с. Петровском в 1928 г. была создана «Петровская пуховая артель». У истоков создания пухартели стояли местные вязальщицы: Апёнова Елизавета, Сапрыкина, Свешникова, Мензелинцева.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/petrovskoe/8-petrovskaya-pukhartel#addcomment

Мастериц с. Петровское поощряли денежными премиями, а лучшим работницам – Егоровой Марии Григорьевне, Тымицкой Марии и Егоровой Анне Дмитриевне – была предоставлена возможность отдохнуть в Оренбургском доме отдыха по путёвке.

Источник: http://radulova.livejournal.com/2846176.html

Гульзиган, Минзаган, Венера, Эльвира, четыре поколения одной семьи из с. Саракташ Оренбургской области, берутся за четыре угла самого большого своего платка, растягивают его возле окна, на свету, и сами наслаждаются своей работой.

Источник: http://radulova.livejournal.com/2846176.html

Глава пуховязальной династии с. Саракташ Оренбургской обл. Гульгизан здесь действительно как королева среди своих принцесс: Минзаганы, Венеры, Эльвиры.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/nikitino

Одна из лучших пуховязальщиц с. Никитино Оренбургской обл. – Гайникамал Усмановна Ишмуратова (1931– 2003 гг.). 38 лет вязала она пуховые платки.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/nikitino

Дочь мастерицы Ишмуратовой – Нурния Зайлуновна Амерханова – продолжает в с. Никитино Оренбургской обл. лучшие традиции своей семьи.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/kairovka

Известная пуховязальщица Раиса Васильевна Семёнова родилась в 1936 г. в с. Каировка Оренбургской обл. « У нас в селе вязали все девчонки, – вспоминает Раиса Васильевна, – тех, кто не умел вязать, замуж не брали».

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/kairovka

Людмила Владимировна Ширина родилась в с. Назаровка в 1961 г. В Каировку переехала вместе с родителями в 1976 г. Свое ремесло Людмила Владимировна передала двум своим дочерям.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/kairovka

Известная пуховязальщица Валентина Федоровна Шлома родилась в 1939 г. в с. Акжаровка Домбаровского района Оренбургской обл. В Каировку приехала по направлению после учебы. Здесь вышла замуж и родила двух дочек и сына.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/kairovka

Надежда Степановна Гайворонская родилась в с. Белгушка Саракташского района в 1962 г. Её семья переехала в с. Каировку в 1964 г. Ремеслом вязания её зажгла свекровь Гайворонская Татьяна Федоровна

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/cherkassy

Село Черкассы – ещё один центр Оренбургского пуховязания. Творческому процессу предшествует огромный труд. Ведь пуховый платок начинается с козы. В феврале – марте её чешут гребнем. Затем пух поступает к вязальщице.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/cherkassy

Дарья Андреевна Стрельникова из казачьего с. Черкассы Оренбургской обл. Дарье Андреевне уже за 80 лет. Вяжет она с 12 лет. В семье Стрельниковых владеют пуховязанием и дочки, и внучки.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/cherkassy

В черкасской школе стали обучать пуховязанию на уроках технологии. С пятого класса девочки учатся вязать «глухое» полотно, которое составляет середину платка. Освоив зубчики, юные вязальщицы приступают к изучению различных узоров.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/shishma

Раиса Хамутдинова Гумерова – пуховязальщица ещё из одного традиционного центра оренбургского пуховязания – с. Шишмы. Родилась в 1931 г. Стаж её работы на пуховязальном производстве составляет более 40 лет.

Источник: http://www.omizo.ru/foto/pokrov-den-v-orenburgskom-platke.html

Нынешняя смена мастерицам оренбургского пухового промыслы: студенты Оренбургского областного художественного колледжа.

Источник: http://www.omizo.ru/foto/pokrov-den-v-orenburgskom-platke.html

Кто знает, может этой девчушке предстоит стать признанным мастером оренбургского платка и украшать мир оренбургской паутинкой.

КАК СВЯЗАТЬ ОРЕНБУРГСКИЙ ПЛАТОК

Оренбургские платки бывают трех видов: простой платок, паутинка и палантин. Простой платок вяжется из толстого серого или белого пуха – это каждодневный платок. Паутинка вяжется из тонкого пуха и шёлка. Её узор сложен, а нежность и тонкость шали такова, что готовое изделие проходит в обручальное кольцо. Палантин  – большая пуховая шаль  – паутинка. Его надевают по праздничным случаям.
Начните вязать с середины. Наберите необходимое количество петель плюс ещё две кромочные петли. Набирайте петли на две спицы, и в одну нить. Количество петель делайте согласно размеру платка, который хотите получить в итоге. Например, для платка размером 120х120 см.  потребуется 200 – 230 петель.
Во всех следующих рядах снимайте, не провязывая, кромочную петлю в начале ряда. Спицу вводите справа налево, при этом во время вязания рабочую нить держите на указательном пальце. Кромочную петлю в конце ряда провязывайте как изнаночную. Чтобы получить квадратную серединку, количество рядов делайте больше, чем количество петель в ряду.
Теперь начинайте вязать кайму. Вяжите её только лицевыми петлями, как и серединку. Наберите петель плюс две кромочные, провяжите изнаночный ряд. Во всех остальных рядах снимайте, не провязывая.
Когда свяжете серединку и кайму, то их нужно соединить. Лучше всего это сделать с использованием дополнительной нити. Для соединения на левую спицу наберите кромочные петли одной стороны середины, а на правую спицу –  кромочные петли каймы.
Теперь с правой спицы перекиньте петлю на левую, провяжите эти две петли как одну. Перекиньте две петли на левую спицу и провяжите три петли как одну. Продолжайте вязать так до конца каймы.  Следующую кайму привязывайте параллельно первой, а две другие – привязывайте полностью, набрав на спицы вместе с углами. Вяжут  не только спицами, но и крючком.
Готовый платок надо выстирать, отбелить, обшить по зубчикам хлопчатобумажной тесьмой и аккуратно натянуть на деревянную раму. Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. 

Ну а те, кто мечтает уже профессионально посвятить себя уникальному народному промыслу, то им дорога в «Оренбургский  областной художественный колледж».

УЗОРЫ ОРЕНБУРГСКОГО ПЛАТКА

На протяжении веков рождались и совершенствовались оренбургские узоры. И здесь важен такой момент: как постоянное творчество самих вязальщиц, так и их бережное, трепетное  отношение к традициям. Вот запись из отчёта  оренбургского губернатора за 1885 г.:

«Рисунок вязки платков, по большей части, представляет собой плод личной изобретательности  вязальщиц». Далее в  отчёте  отмечается: «Что касается узоров, то употребляются они, большей частью, старинные. Такое отношение  пуховниц  можно только приветствовать, оно помогает сохранять оригинальность и самобытность в узорах вязанья».


Сегодня на промысле сложилась единая система узоров и мотивов. Она и определяет общность всего искусства оренбургского пуховязания, его художественно-технические традиции. Основу узорообразования в оренбургском вязании составляют единичные элементы: «пшёнка», «горох» («лущёный горох»),  «рыбка», а также «мышиный след», «кошачьи лапки», «соты», «косорядка» («косые рядочки», «перекосики»), «глухотинка».
«Глухотинка» – один из самых любимых узоров вязальщиц. «Глухотинка» означает  –  «глухая ягодка».  «Глухой ягодой» называли в народе ягоды чёрного цвета: глухая смородина, т.е. чёрная смородина, глухая малина – ежевика. Именно они и явились прототипами этого красивого узора. Названия узорного элемента даны по внешнему сходству с природными образами и мотивами.
Сочетания первичных одиночных элементов могут быть выполнены в виде «дорожек», «цепочек», «змеек», «пилок». Из них можно составлять узорные фигуры: «шашки», «окошечки», «пряники», «печенье», «гармошки», «самоварчики». Один из узоров в этом ряду называется «корольки». Сегодня значение слова «королёк» забыто.  Изначально им называли зёрна бисера или шарики ювелирного производства для бус. Оренбургский узор «корольки» действительно напоминает лёгкое, нарядное «корольковое ожерелье" из маленьких круглых бусин, что вновь удивляет точностью народного названия.
Характер расположения фигур на фоне плата поясняется у мастериц словами «рассадные», т.е. разбросанные или «сплошные». Следующую, третью группу узоров составляют сложные комбинации (мотивы), в которых используются несколько элементов или их сочетания: «бантики», «снежинки», «деревчики», «встречные пилки», «садики».
Таким образом, ажурный узор оренбургского платка разрабатывается по принципу последовательного усложнения: первичный элемент, затем комбинации из него и далее – создание сложных сочетаний (мотивов). Всё это создает великое множество узорных рисунков ажурного оренбургского пуховязания, его богатый образный язык. Например, мотив «пилки» может быть выполнен из любого элемента первой группы, а «встречная пилка» – из двух элементов по выбору. По своему желанию мастерица могла поместить между «пилками» безузорные ромбики или ромбики с узорным центром. Вариантов для разработки мотива  очень много, что позволяет всякий раз выбирать новый, который подскажет фантазия мастерицы.
КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:

Сегодня, как и много лет назад, рукодельницы вяжут платки по памяти.  Что удивительно:   при этом все «снежинки», «паутинки», «лучики», «кошачьи лапки», «ландыши», «ромбики»   на платках не повторяются, все изделия авторские. Платок состоит из множества мелких рисунков, которые складываются в единую композицию. Основные элементы узоров оренбургского платка представлены в слайд-шоу.

Источник: http://street-fashion-guide.ru/platki/orenburgskii-puxovii-platok/dekorativnoe-oformlenie-orenburgskogo-platka.html

В орнаменте оренбургского платка ведущая роль принадлежит ромбическому узору. Крупный ромб, а вернее – поставленный на угол квадрат – украшает середину ажурного платка. Все остальные элементы находятся в полном к нему подчинении.

Источник: http://street-fashion-guide.ru/platki/orenburgskii-puxovii-platok/dekorativnoe-oformlenie-orenburgskogo-platka.html

В декоративном решении можно выделить три типа орнаментальной композиции. «Однокруговой платок», или платок с одним кругом. «Пятикруговой платок», в середине которого имеется крестообразная фигура. Третий тип – платок со сплошной серединой.

Источник: http://street-fashion-guide.ru/platki/orenburgskii-puxovii-platok/dekorativnoe-oformlenie-orenburgskogo-platka.html

Развитие орнамента в круге разворачивается от центра – «сердечка» к краям в виде замкнутых орнаментальных рядов – «прутиков» или «прутков». Ромбу как центральному модулю вторит цепочка узора в кайме.

Источник: http://street-fashion-guide.ru/platki/orenburgskii-puxovii-platok/dekorativnoe-oformlenie-orenburgskogo-platka.html

В оренбургских платках красиво оформляется кайма и обвязка. Кайма представляет собой трехчастную композицию из орнаментальных рядов – «прутиков». Центральный «прутик» традиционно выделяется. Он обычно отличается шириной полосы.

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/uzory/6-uzory

Элементы узоров оренбургских платков. «Горох».

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/uzory/6-uzory

Элементы узоров оренбургских платков. «Рыбка».

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/uzory/6-uzory

Элементы узоров оренбургских платков. «Кошачьи лапки».

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/uzory/6-uzory

Элементы узоров оренбургских платков. «Соты».

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/uzory/6-uzory

Элементы узоров оренбургских платков. «Косорядка».

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/uzory/6-uzory

Элементы узоров оренбургских платков. «Глухотинка».

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/uzory/6-uzory

Элементы узоров оренбургских платков. «Корольки»

Источник: http://orenplatok.kviter.ru/index.php/uzory/6-uzory

Элементы узоров оренбургских платков. «Снежинки».

Источник: http://platki-plus.ru/pautinki-4.html

После того, как освоены узоры оренбургского платка, можно связать любое чудо – хоть вот эту «королевскую» паутинку.

ПЯТЬДЕСЯТ МИЛЛИОНОВ СНЕЖИНОК

В конце 1920 гг. оренбургский пуховязальный промысел находился на распутье. Перед ним было два пути. Один путь – механизация производственного процесса с  утратой  ручного труда. Второй путь  –  сохранение традиционного характера домашнего производства, ручного творческого труда вязальщиц. Оренбургскому промыслу повезло больше, чем многим  другим художественным промыслам России. Не пришлось выбирать. Благодаря экономической поддержке со стороны  властей, удалось сохранить целиком ручное производство знаменитых пуховых платков и поддержать рождение нового машинного художественного производства. На протяжении XX в. производства существовали рядом и не конкурировали, а дополняли друг друга.
В тридцатые годы XX в.  стали организовываться артели, промхозы, был образован большой пуховязальный союз.  В 1939 г.  создана маленькая промысловая Артель им. Парижской коммуны. С 1960 г. артель переименовали в  нынешнюю фабрику Оренбургских пуховых платков.
На Всемирной брюссельской выставке в 1958 г. подтверждён высокий статус оренбургского платка. Советская делегация долго выбирала подарок для королевы Бельгии. Хотелось подарить что-то особенно близкое женскому сердцу. Остановились на пуховом платке –  и не ошиблись. Ажурная, белая оренбургская шаль была принята королевской особой с искренней благодарностью, подарок очень понравился, а в адрес мастериц были сказаны словами восхищения. По решению международного жюри за свои замечательные изделия  пуховязальщицы Оренбуржья получили Большую серебряную медаль.
Важной вехой обозначен 2004 г. в истории фабрики: выпущен 50-миллионнный пуховый платок. Ныне он хранится в историческом музее Оренбурга. В  2005 г.  фабрика  становится  лауреатом программы «100 лучших товаров России».
В  2012 г.  состоялось торжественное открытие полностью модернизированной фабрики Оренбургских пуховых платков. Коренному обновлению подверглись не только машины, оборудование и станки, выпускающие знаменитые на весь мир оренбургские пуховые платки, но и производственные помещения, а также вся инженерная инфраструктура. Общий объем инвестиций в реконструкцию  составили около 500 млн. рублей. Это позволило увеличить объем выпуска продукции до 500 тыс. изделий в год, выйти со своей продукцией на мировой рынок и  начать продавать её почти в 90 странах.
Пуховые платки, шапки, палантины, шарфы, джемперы, жилеты, носки и перчатки – вот далёко не полный перечень фабричной продукции. Хотя "продукцией" такую красоту называть не верно. Оренбургский платок покоряет сердца красотой и самобытностью, как елецкое кружево или гжельская ваза; это такое же чудо, как хохломская роспись и дымковская игрушка.

КОММЕНТАРИЙ К  СЛАЙД-ШОУ:
Не только для Оренбуржья, но и для ряда областей России пример Фабрики оренбургских пуховых платков  очень  поучителен.  Предприятие, которое было на грани исчезновения в начале  2000 гг., смогло стать на  сегодняшний день успешным  предприятием  европейского типа. И сумело всем продемонстрировать, что народный промысел может быть не только  популярным, но и прибыльным. За время модернизации производственные площади фабрики сократились в 15 раз, а объём продукции увеличился вдвое – до 500 тысяч изделий  в год. Ныне один из главных символов Оренбуржья оренбургский пуховый платок опять покоряет мир, как это было  в самые лучшие периоды этого воистину народного промысла. И,  самое главное, что платки, изготовленные на фабрике,  продолжают все оренбургские традиции. Смотрите слайд-шоу с Фабрики оренбургских пуховых платков.

Источник: http://www.ria56.ru/posts/7576756.htm

Коллектив празднует 75-летие со дня рождения Фабрики Оренбургских пуховых платков.

Источник: http://1nsk.ru/blog/9883.html

Недавнее прошлое: вязальный цех Фабрики Оренбургских пуховых платков.

Источник: http://forum.vesveter.ru/viewtopic.php?p=9767

Такие платки выпускались на Фабрике.

Источник: http://koyrakh.livejournal.com/1323525.html

11 сентября 2012 г. На подносе с оренбургским платком – ножницы. Через мгновение состоится долгожданное открытие обновлённого производства Фабрики Оренбургских пуховых платков.

Источник: http://koyrakh.livejournal.com/1323525.html

Торжественное открытие обновлённой Фабрики.

Источник: http://forum.vesveter.ru/viewtopic.php?p=9767

На таких пуховязальных станках выпускались оренбургские платки до реконструкции фабрики.

Источник: http://koyrakh.livejournal.com/1323525.html

Новое оборудование обновлённой Фабрики Оренбургских пуховых платков.

Источник: http://koyrakh.livejournal.com/1323525.html

Есть 55-миллионый оренбургский платок!

Источник: http://www.visualrian.ru/ru/site/feature/30995/

Спорится работа на обновлённом производстве.

Источник: http://koyrakh.livejournal.com/1323525.html

Кроме традиционных платков фабрика может производить и тёплые оренбургские варежки, шерстяные носки.

Источник: http://koyrakh.livejournal.com/1323525.html

Фабрика пополнилась японскими пуховязальными станками.

Источник: http://www.google.ru/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fria56.ru%2Fuploads%2Fimages%2FIMG_5945.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Frussianfibers.blogspot.com%2F2014%2F02%2Folympic-games-open-today-shawls-were.html&h=1067&w=1600&tbnid=io0Tdey7YewVrM%3A&zoom=1&doc

Оренбургские платки к Олимпиаде в Сочи.

Источник: http://street-fashion-guide.ru/news/pozdravlyaem-orenburgskuyu-fabriku-platkov-s-yubileem.html

Памятная медаль к 75-летнему юбилею Фабрики Оренбургских пуховых платков.

Адрес Фабрики Оренбургских пуховых платков:  460036, г. Оренбург, ул. Расковой, д. 10а
Телефоны: 8 (3532) 91-13-05 (приёмная), 8 (3532) 91-11-19, 91-11-91 (коммерческий отдел)
E-mail: , , ;   –   для покупателей интернет-магазина
Сайт: www.orenshal.ru

ТЁПЛЫЙ КОМБИНАТ

В октябре 1960 г. в Оренбурге создан Комбинат оренбургских пуховых платков. Мастерицы Комбината оренбургских пуховых платков изготавливают уникальные по качеству и художественному исполнению изделия ручной вязки: пуховые тёплые и ажурные платки паутинки и палантины. Изделия комбината зарегистрированы правительством Российской Федерации как изделия признанного художественного достоинства.
Комбинат оренбургских пуховых платков является предприятием народно-художественных промыслов. Вошёл и в ассоциацию народно-художественных промыслов России. Открыто представительство Комбината оренбургских пуховых платков в Фонде народных художественных промыслов  в  Москве. Здесь расположилась постоянно действующая выставка продажа пуховых изделий. Предоставляются услуги реставрации пуховых изделий (стирка, растяжка). 
Есть в оренбургских ажурных платках что-то не поддающееся научным объяснениям. Не случайно столько копий сломано в спорах о загадочном русском характере. Своя тайна есть и у оренбургской паутинки. Не объяснить, как в полумраке небогатой казачьей избы руками неграмотной женщины было сотворено истинное произведение искусства.

Адрес Комбината оренбургских пуховых платков: 460001, г. Оренбург, ул. Чкалова, д.32, «а», оф. 301
Телефон:  8 (3532)31-85-31, 8 (3532)30-41-98 (факс)
E-mail:

ПУХОВОЙ КОЛЛЕДЖ

История становления  Оренбургского областного художественного колледжа началась с художественного отделения, открытого в 1975 г. при Оренбургском областном музыкальном училище. Сегодня колледж готовит специалистов на отделениях «Живопись», «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», строя обучение на традициях русской академической школы. Роль училища в культурной жизни края чрезвычайно важна. Сегодня для Оренбуржья актуально спасение уникального пуховязального промысла. Студенты, перенимая опыт старейших мастериц, проходят практику в центре пуховязания  – селе Жёлтое. За сохранение традиций и вклад в развитие промысла «Оренбургский пуховый платок» колледж награждён дипломами Всероссийского конкурса в номинации «Дизайн-образование». Лучшие студенты – стипендиаты главы города и губернатора области. Многие выпускники колледжа –  члены Союза художников России.

Адрес  Оренбургского областного художественного колледжа: Оренбург, ул. 8 Марта, 24 (главный корпус)
Телефон:  8 (3532)78-07-98, 8 (3532) 78-10-19, факс: 8 (3532)78-07-98
 Ул. Хлеборобная, д. 2 (второй корпус)
Телефон: 8 (3532)31-58-41, 8 (3532)31-58-41 (факс)
E-mail:

ВЫКУПЛЕН ПЛАТОК, ЗАВОЕВАВШИЙ МИРОВУЮ НАГРАДУ

Весной 1958 г. в Брюсселе открылась Всемирная выставка. Это был первый крупнейший мировой форум достижений после Второй мировой войны и после 18-летнего перерыва в проведении всемирных выставок. Оренбургская область была представлена знаменитыми оренбургскими пуховыми платками. Один из платков был  удостоен Большой серебряной медали Всемирной выставки в Брюсселе. Последние годы платок хранила оренбурженка Лариса Колодынская, которой он достался после смерти матери Клавдии Алимановой. Когда платок-победитель вернулся из Брюсселя в Москву, то  Клавдия Алимановна  купила его за 500 рублей. С чем это сопоставимо, можно представить, что при покупке была указана её зарплата – 801 рубль. Платок прекрасно сохранился до наших дней с помощью простого мыла, которое отпугивало моль. Выставка платка прошла в Галерее «Оренбургский пуховый платок» Оренбургского музея изобразительных искусств.

ОРЕНБУРГСКИЙ ПЛАТОК В НЬЮ-ЙОРКЕ

«Из России с теплом!» – под таким девизом представлен на Нью-йоркской книжной ярмарки «Бук Экспо Америка» промысел оренбургских пуховых платков. Оренбургский благотворительный фонд «Евразия» и Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева доставили В Нью-Йорк пять книг, посвященных визитной карточке  Оренбуржья – оренбургскому пуховому платку.
Были  показаны и сами платки: богатая палитра паутинок и палантинов как ручной работы известных мастериц, так и продукция фабрики Оренбургских пуховых платков.  Игорь Храмов, Рустам Галимов и Олег Васильев поразили зрителей богатейшей палитрой пуховых изделий – от палантинов и тончайших ажурных паутинок   до тёплых шалей. Паутинка ручной работы со сторонами размером 2 метра 20 сантиметров легко прошла тест на качество, проскользнув сквозь обручальное кольцо. Собравшимся были продемонстрированы спицы и веретена, гребни и исходный материал – знаменитый оренбургский пух губерлинских коз. Экскурс в историю и современное состояние знаменитого  промысла завершился  показом документального фильма о центре пуховязания –  селе Жёлтое.
Не обошлось и без сюрпризов. Среди нью-йоркской публики, пришедшей на необычное «пуховое шоу», оказалась Людмила Бокова –  родственница Виктора Фёдоровича Бокова –  автора слов песни «Оренбургский пуховый платок».

ИСТОРИЯ ДВУХСОТ ПЛАТКОВ

Оренбургский музей изобразительных искусств создан в I960 г. В музее представлены почти все художественные промыслы Уральского региона. Среди них  – уникальная коллекция всемирно известных оренбургских пу­ховых платков. Первыми экспонатами этой  музейной коллекции стали два платка, которые были в 1982 г. переданы в музей по распоряжению Министерства культуры и Художественного фонда Союза художников СССР. Один платок – тёплый, серого цвета, автора С. М. Насаевой, а второй – ажурный, белый, связанный мастерицей В.Ф. Тазиевой по рисунку О.А. Фёдоровой.  В коллекции музея представлено более 200 платков, выполненных вя­зальщицами Оренбургской области.
Настоящей удачей музея стало приобретение пухового платка начала XX в. В 1987 г. работников музея пригласили оценить материальный ущерб, нанесённый пожаром одной из известных семей Оренбурга. Глава семьи, Н.И. Бутовский, в далёком прошлом был директором оренбургской гимназии. Его потомки умели беречь веши. Платья, книги, посуда и даже такие мелочи, как чай, мыло и спички – всё относилось к началу XX в. Среди бережно хранимых вещей сотрудники музея обнаружили старую оренбургскую паутинку. Это был белый ажурный платок размером 140x140 см. Середина пред­ставляла собой поле с узором из цепочек одного элемента. Имелась чётко выраженная решётка и кайма в виде широкой плотной ленты. В современных паутинках мы привыкли видеть лёгкую узорчатую кайму. Ромбы из «снежинок» или «бантиков» располагаются на ажурном фоне. Старая паутинка такого ажурного фона не имела, кайма была предельно проста. Край платка был оформлен кисточками. В настоящее время это единственный платок, имеющий такое завершение.
Большая часть коллекции музея представлена работами мастериц села Жёлтое. Одни из лучших в коллекции музея  – платки Фарданы Шафиковой и её дочерей. Её большие пятикруговые узор­чатые платки напоминают затейливые татарские покрывала. Ни один платок не похож на другой  – так богата фантазия народной мастерицы.
Жёлтинские платки – это классические паутинки, в основе которых – традиция, законы гармонического слияния функции и красоты, полезного и прекрасного. Мастерицы промысла: С.Ю. Ишмухаметова, Р.С. Гумерова, М.И. Серикова, В.Ф. Тазиева, В.Р. Масалимова, М.Г. Абдуллина  – являются настоящими художниками, обладающими соб­ственными особенностями декоративного видения, по-своему глубоко чувствующими традиции. Произведения этих пуховниц в коллекции му­зея изобразительных искусств отражают творческие достижения орен­бургского пуховязания последних двадцати лет XX столетия. Работы жёлтинских вязальщиц стали основой  музейной коллекции, которую органично дополняют тёплые и ажурные платки мастериц из Оренбурга, Орска, Новотроицка, Медногорска, Кувандыка, посёлка Энергетик.  Оренбургские платки имеются и в коллекциях музеев Канады, США, Греции, Малайзии.

Адрес Оренбургского музея изобразительных искусств: г. Оренбург, пер. Каширина, 29
Телефон: 8 (3532) 77-64-83
Сайтhttp://omizo.ru/about/o-muzee.html

E-mail:

ПРАЗДНИК ОРЕНБУРГСКОГО ПЛАТКА

Оренбургский музей изобразительных искусств уже не первый год проводит праздничные мероприятия в честь оренбургского пухового платка. Причём это происходит в октябре. Странный, на первый взгляд, выбор месяца чествования пуховязального промысла (торговцы скажут: «Новый год – вот главный праздник продаж платков»). На самом деле, это имеет определённый смысл. Исторически, оренбургское пуховязание носило сезонный характер. Это связано не только с тем, что пуховые изделия предназначены больше для холодного времени года. Основная причина – полевые работы. Известно, что даже в начале XX в. (не говоря уж о XIX и XVIII вв.) более 90 процентов населения России было занято в сельском хозяйстве. В провинции эта цифра и вовсе была близка к 100 процентам. Поэтому тёплые месяцы проводились на полях. Вязание же приобретало особое значение в холодное время года, когда практически вся иная работа теряла смысл. И начиналось это именно в октябре. Интересно, что эта традиция в определённой степени жива до сих пор.
В рамках  праздника состоялось установление рекорда массового пуховязания для регистрации в «Книге рекордов Гиннесса». Участвовало  несколько сотен вязальщиц. Состоялось гашение почтовой марки с изображением оренбургского пухового платка (марка на фото). Серия выпущена тиражом в 200 тысяч экз. и состоит из четырёх марок.

ЛЕЧЕБНОЕ МЯГКОЕ ЗОЛОТО

Изделия из натурального пуха популярны во всём мире, благодаря своим уникальным свойствам, приносящим огромную пользу здоровью. Издавна козий пух величали не иначе как «мягкое золото», что вполне оправдано: ни одна другая пряжа не может быть одновременно такой мягкой, нежной, лёгкой и тёплой. Красота, которая согревает. Считается, что козий пух аккумулирует солнечную энергию. Пуховое руно даёт сухое тепло, препятствует перегреву и действует как экологический фильтр. Пух массирует нервные окончания кожи и  улучшает микроциркуляции крови в каппилярах.
Самыми высокими технологическими свойствами обладает оренбургский пух. Малая толщина, своеобразная мелкая извитость, упругость и эластичность волокон способствуют очень слабой теплопроводности козьего пуха. Лечебные свойства козьего пуха обусловлены его химическим составом. В состав пуховых волокон входит 20 аминокислот, главные это те,  которые содержат серу – цестин, цестеин, метеонин. Козий пух в большом количестве содержит вещество ланолин, который входит во все антиаллергические и противовоспалительные препараты, способствует заживлению ран и переломов. Поэтому не случайно, что в степном Оренбуржье существовала традиция – каждая невеста должна была подарить жениху пуховую душегрейку, носки и варежки, что демонстрировало не только её мастерство, но и являлось оберегом для будущей совместной жизни.

                       

В этот вьюжный неласковый вечер
Когда снежная мгла вдоль дорог
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок

Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать
Я готова тебе, дорогая
Не платок, даже сердце отдать

Ветер шарит, как странник, по ставням
За окном завывает метель
Для тебя самовар я поставлю
Для тебя отогрею постель

В этот час одинокий вечерний
Мне с тобой хорошо говорить
Как мне хочется лаской дочерней
Все морщины твои удалить

Чтобы ты в эту ночь не скорбела
Прогоню от окошка пургу
Сколько б я тебя, мать, ни жалела
Все равно пред тобой я в долгу

Пусть буран все сильней свирепеет
Мы не пустим его на порог
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок.

                                     В.Ф. Боков

Елец

Липецк

Лебедянь

Другие города

С ПЕСНЕЙ
ПО СТРАНЕ

Череповец


Источник: http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=17


Закрыть ... [X]

Наборы для вышивания - Обозначения к вышивке крестом



Вышивание золотой нитью Вышивание золотой нитью Вышивание золотой нитью Вышивание золотой нитью Вышивание золотой нитью Вышивание золотой нитью Вышивание золотой нитью